Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…….………………………………………………………………………3
1 Приемная семья как объект социальной защиты………………………………..6
1.1 Общая характеристика приемной семьи…………………………….......6
1.2 Социальное сопровождение замещающей семьи в период адаптации……………………………………………………………………………12
1.3 Социально-психологический портрет приемной семьи………………15
2 Правовые аспекты социальной защиты приемной семьи в российском законодательстве…………………………………………………………………...19
2.1. Порядок создания приемной семьи……………………………………19
2.2 Анализ нормативно–правовых актов в сфере социальной защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….....33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………............35
Фрагмент для ознакомления
2
потери собственного ребенка, стабилизации супружеских отношений, прагматический мотив улучшения материального и жилищного положения) и стиль семейного воспитания (гиперопека, авторитарный стиль, попустительский, демократический стиль).
3. факторы, связанные с социальным окружением приемной семьи (отношение близких родственников, членов семьи, соседей, педагогов, медицинских работников к приемному ребенку, сотрудничество со специалистами, сопровождающими семью).
Говоря о сопровождении ребенка в приемной семье можно сказать, что это психолого–педагогические и социально–педагогические технологии, предназначенные для решения проблем развития приемного ребенка, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня психического развития, использование активных групповых методов индивидуальной работы с ребенком, его родителями, педагогами. Основной задачей специалистов службы сопровождения (социальных педагогов, педагогов–психологов, медицинских работников), является помощь приемному ребенку в решении проблем адаптации в новых условиях воспитания и образования, и предупреждение их возникновения. Сопровождением и поддержкой детей и семей занимаются специальные социальные организации, одной из функций которых является адаптация детей-сирот в приемной семье. Целью работы специалистов в период адаптации является изучение социально–психологических особенностей развития ребенка в приемной семье, разработка модели социально–педагогического сопровождения адаптации ребенка и разработка социально–педагогических и психолого–педагогических рекомендаций для приемных родителей, учителей, воспитателей, занимающихся воспитанием и обучением ребенка. Для эффективной реализации поставленной цели специалистами отдела решаются следующие задачи:
1) проводится наблюдение за ходом адаптации ребенка в приемной семье (осуществляется через посещение семьи, детского сада, школы, где воспитывается и обучается ребенок);
2) определяются особенности процесса адаптации ребенка в условиях воспитания и обучения в приемной семье;
3) анализируются результаты процесса адаптации ребенка (консилиум, ведение замещающими родителями «дневника приемного родителя»);
4) проводятся коррекционно–развивающие занятия с ребенком и членами приемной семьи для налаживания внутрисемейных отношений;
5) проводятся обучающие занятия с приемными родителями по вопросам адаптации и воспитания;
6) разрабатываются психолого–педагогические и социально–педагогические рекомендации для приемных родителей по созданию благоприятных условий воспитания детей и преодолению кризисных ситуаций.
В процессе сопровождения ребенка в период адаптации специалисты используют разнообразные формы работы с приемной семьей. К ним относятся: посещение ребенка на дому, в образовательных учреждениях, телефонные переговоры с приемными родителями, индивидуальные коррекционно–развивающие занятия с детьми, беседы и индивидуальные консультации родителей, а также консультации для родителя и ребенка одновременно, психотерапевтическая работа, коллегиальное консультирование ребенка, проведение мониторингов развития детей, проведение консилиумов по результатам процесса адаптации.
Протекание процесса адаптации ребенка в семье требует от специалистов постоянного наблюдения за ребенком и его психологическим состоянием в новой семье, а также оценивания некоторых промежуточных результатов адаптации и внесение корректив в реабилитационный план работы с семьей и ребенком. Промежуточные результаты адаптации и ход гармоничного развития ребенка в приемной семье оцениваются на психолого–медико–педагогическом консилиуме. Консилиум по отслеживанию процесса адаптации проводится 1 раз в полугодие.
По показателям оценивается уровень социально–психологической адаптации ребенка в приемной семье. По итогам проведения консилиума специалисты вносят коррективы в индивидуальный план сопровождения ребенка в период адаптации, приемным родителям выдаются письменные рекомендации по воспитанию и адаптации ребенка в семье.
Прогресс в развитии физического и психического здоровья, развитии интеллектуальной сферы, эмоционально–волевой сферы, гармоничность складывающихся внутрисемейных отношений, позволяют говорить об успешности процесса адаптации ребенка в приемной семье и эффективности работы специалистов по сопровождению семьи и ребенка в адаптационный период.
1.3 Социально-психологический портрет приемной семьи
В настоящее время отмечается постепенное распространение общественного принятия и снижения социально-психологической уникальности для граждан, приемной семьи как явления [17].
Достаточно низкий уровень сформированности, функционирования и эффективности института приемной семьи в нашей стране связан с рядом причин. Во – первых, большинство населения находится за чертой среднего уровня дохода. Во–вторых, многие имеет пассивную позицию по отношению к проблеме сиротства, и считают, что решением этой проблемы должно заниматься исключительно государство. У многих людей сформировалось негативное отношение к детям из неблагополучных семей, так как генетическому фактору они отводят первостепенное значение, считая, что дети из таких семей обладают только отрицательными характеристиками и обязательно в будущем повторят судьбу своих родителей. Но, несмотря на это, существует так же множество людей, которые не равнодушны к проблеме сирот, понимая все отрицательные стороны данного вопроса, они все же готовы на ответственный шаг по созданию приемной семьи.
Согласно Семейному кодексу РФ, а именно, главе 21 СК РФ, приемная семья определяется как правовая форма принятия на воспитание в семью детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора, который заключается между гражданами, желающими взять ребенка на воспитание, и органом опеки и попечительства, на срок, указанный в договоре.
Данная форма устройства предусмотрена, прежде всего, в целях увеличения количества детей, воспитывающихся в семье и материальной поддержки граждан, желающих взять на воспитание детей.
На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшиеся без попечения родителей, а именно дети–сироты; дети, родители которых неизвестны, ограничены в родительских правах, лишены их, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание; дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других учреждениях.
Работа приемного родителя квалифицируется как профессиональная деятельность, к которой предъявляются жесткие требования. Не каждый человек способен стать приемным родителем, для этого необходимо обладать особыми личностными качествами и быть способным, а главное готовым к воспитанию чужого ребенка.
В «Положении о приемной семье» (в редакции Постановления Правительства РФ от 17.07.1996 N 829 «О приемной семье»), а именно, в п.16 прописаны обязанности приемных родителей. К ним относятся: обязанность воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Приемные родители в воспитании детей должны руководствоваться положениями «Профессионального кодекса приемного родителя» и «Должностной инструкции приемного родителя» [13].
При оценке возможных кандидатов в приемные родители необходимые, рассматривать не только личные особенности, но и социальные и психологические. К социальным факторам относят: тип семьи (полная или неполная), форма брака (зарегистрированный или гражданский), образование, профессию, а также доход семьи. Среди психологических особенностей значимыми могут оказаться: особенность эмоционального реагирования и представления о семье и своей роли в ней, предшествующий опыт воспитания детей.
Анализ литературы по психологии и психологии семейных отношений позволил выявить следующие социально–психологические характеристики, которыми должны обладать приемные родители:
1) активная жизненная позиция;
2) позитивная самооценка;
3) высокий уровень самоконтроля;
4) ответственность и терпимость в отношениях;
5) ориентация на семейные интересы;
6) способность к изменению образа и уклада жизни в соответствии с потребностями ребенка;
7) умение создать ролевое и психологическое пространство для приемного ребенка в семейной системе;
8) способность справляться с кризисными и сложными ситуациями, разрешать конфликты;
9) терпимость, эмпатия, теплота, заботливость, энергичность, гибкость, креативность;
10) способность объективно оценивать ситуацию;
11) способность понимать изменяющиеся потребности членов семьи, вовремя и адекватно реагировать на эти изменения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10. 12. 1948 г.) // Российская газета., 1995. – 5 апреля.
2. Декларация социального прогресса и развития (Принята 11. 12. 1969 г. Резолюцией 2542 (ХХIV) на 1829 – ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Декларация не была опубликована. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
3. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) //Сборник международных договоров СССР. – 1993. - выпуск XLVI.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017) / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (ред. от 29.12.2017) / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28. 11. 2015 г. № 358 – ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
7. Федеральный закон от 2 декабря 1996 г № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. 03. 07. 2016 г. № 359-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.
8. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ /http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/
9. Федеральный закон от 2 декабря 1996 г № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 03. 07. 2016 г. № 359-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.
10. Указ Президента Российской Федерации от 01. 06. 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012 г. - № 23. - Ст. 2994.
11. Указ Президента Российской Федерации от 28. 12. 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53 (ч.2). - Ст. 7860.
12. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 612 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате» /http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7067/
13. Постановления Правительства РФ от 17.07.1996 N 829 «О приемной семье» / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11106/
14. Постановление Правительства РФ от 18. 05. 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с «Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», «Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного», «Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье», «Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей», «Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных») (ред. 10. 09.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 21. – 1. Ст. 2572.
15. Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 N 217 (ред. от 21.07.2014) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» /http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36181/
16. Постановление Правительства РФ от 18. 05. 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с «Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», «Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного», «Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье», «Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей», «Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных») (ред. 10.09.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 21. - Ст. 2572.
17. Постановление Правительства РФ от 19. 05. 2009 г. № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» (вместе с Правилами временной передачи детей, находящихся в организациях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации) (ред. от 10. 02. 2014 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 21. - Ст. 2581
18. Постановление Правительства РФ от 14. 02. 2013 г. № 116 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи детям – сиротам и детям оставшимся без попечения родителей» (ред. 02.07.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 7. - Ст. 660.
19. Постановление Правительства РФ от 14. 02. 2013 N 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 36. - Ст. 4577.
20. Постановление Правительства РФ от 14. 02. 2013 г. № 116 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи детям – сиротам и детям оставшимся без попечения родителей» (ред. 02.07.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 7. - Ст. 660.
21. Постановление Правительства РФ от 28.06.2013 N 548 (ред. от 16.04.2016) «Об утверждении типового договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» /http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148749/
22. Азарова Е. Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: монография / Е. Г. Азарова. - М.: КОНТРАКТ, 2012. - 256 с.
23. Баранова З. Я. Призрение детей – сирот в России и за рубежом: история и современность: монография / З. Я. Баранова. - Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2013. – 180 с.
24. Беспалов Ю. Ф. Семейно – правовое положение ребенка в Российской Федерации / Ю. Ф. Беспалов. 2-е изд. М: Проспект, 2014. - 240 с.
25. Грегори К. Кек, Регина М. Купеки. Воспитание ребенка – сироты, пережившего душевную травму / Грегори К. Кек, Регина М. Купеки. - М.:IRISBOOK, 2012. – 288 с.
26. Гайсина Г. И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: российский и зарубежный опыт: научно-популярное издание. 2013. С. 120 // [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.rfh.ru/downloads/Books/134693008.pdf.
27. Данилова И. С. Институт приемной семьи в системе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации: диссертация … кандидата юридических наук: 12.00.03 / Данилова Ирина Сергеевна. - М., 2015. - 238 с.
28. Доржиева С.В.Правовое регулирование устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье : дис. ... кандидата юридических наук. – М.,2016
29. Доржиева С.В. Система устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации //Семейное и жилищное право. 2015. № 6., С. 11.
30. Ильдарханова Ф.А. Приемная семья в социальном мире (кейс - стади)/Дети и общество: социальная реальность и новации. /Сборник докладов на Всероссийской конференции с международным участием «Дети и общество: социальная реальность и новации// Ред. коллегия: В.А. Мансуров (отв. редактор), Губанова А.Ю., Ермолаева Ю.В., Иванова Е.Ю., Колосова Е.А., Майорова - Щеглова С.Н., Стрельцова И.А., Юрьев П.С. – Москва: РОС, 2014. — 1366 С.
31. Косова, О. Ю. О праве на воспитание / О. Ю. Косова // Социально- юридическая тетрадь (СюрТе) / О. Ю. Косова. Вып. 2. Ребенок в пространствеправа: сборник научных трудов / Ярославский государственный университет им.П. Г. Демидова / Под ред. Н. Н. Тарусиной. - Ярославль, 2012., С 45 - 62
32. Капилина (Пичугина), М. В., Панюшева, Т. Д. Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка / М. В. Капилина (Пичугина), Т. Д.Панюшева. - 2-е изд. - М.: Никея, 2015.– 432 с.
33. Лаврентьева З. И. Приемная семья как социально – педагогический феномен: монография / З. И. Лаврентьева. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 218 с.
34. Летова Н.В. Правовой статус ребенка в гражданском и семейном праве: дис. … д - ра. юрид. наук: 12.00.03. – М., 2013.
35. Михеева Л. Ю. Опека и попечительство: Теория и практика / Под ред. Р. П. Мананковой. М.: ВолтерсКлувер,2004.
36. Нагаев В. В. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы: учебное пособие / В. В. Нагаев. - М.: ЮНИТИ – ДАНА: Закон и право, 2013. – 255 с.
37. Нечаева А.М. Дети России (историко-правовой очерк) / А.М.Нечаева. - М., ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования». – М., 2013. – 192 с.
38. Нечаева А. М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М.: издательство Юрайт, 2009.
39. Николаева Е. И. Приемная семья – ваш путь к счастью / Е.И.Николаева. - М., ООО «ЭЛИПС», 2013. – 286 с.
40. Певцова И. Е. Право ребенка на семью и его конституционно-правовое обеспечение: дис. … канд. юрид. наук: 12. 00. 02. Хабаровск, 2013
41. Петрановская, Л. В. Дитя двух семей. Книга для приемных родителей/ Ред. А. Белокрыльцева. - М.: Независимая фирма «Класс», 2013. –112 с.
42. Рабец А. М. Ювенальное право Российской Федерации: учебник для магистров / А. М. Рабец. - М.: Юрайт, 2012. – 399 с.
43. Семейное устройство в России: пособие / Под ред. Л. Сандановой. Благотворительный фонд Е.и Г. Тимченко. - М.: ООО «РПФ НИК», 2014. – 262 с.
44. Семейное право: учебник / Б. М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю.Михеева и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Статут, 2016. – 270 с.
45. Соломатина, Г. Н. Приемные дети: Как справиться с проблемами адаптации и воспитания в замещающей семье. Пособие / Г. Н. Соломатина. М.:Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2013. – 119 с.